Здесь выкладываем статьи делимся опытом и т.д!!! Добавлено (25.08.2008, 20:06)
---------------------------------------------
Удаление шума: Статья взята с сайта: http://avi-mpg.narod.ru/new/adobe_2/AdobeAudition_2.html
В данной статье все примеры приведены для русифицированной версии программы Adobe Audition 1.5.
Одной из самых замечательных функций Adobe Audition является Noise Reduction. Когда вы в полной мере сможете пользоваться этой функцией, удаления шума, то покажется что любой шум, возможно, удалить с помощью Noise Reduction без искажений фонограммы, от части это верно, так как удаление шума происходит в том диапазоне частот, которые доступны человеческому слуху.
Для более высокого результата удаления шума, требуется иметь хотя бы кусок этого самого шума. Возникает законный вопрос, где его взять? Обычно это начало или конец фонограммы, место затишья в самой фонограмме, которое не несёт в себе полезной информации, но при этом имеет характерный шум (шипение, фоновые звуки и т.п.). И надо отметить, чем этот кусок длиннее, тем лучше, поэтому рекомендуется перед волновой формой оставить свободным секунд 5.
И так начнём.
Запускаем программу Adobe Audition 1.5 в режиме редактирования файлов, открываем подопытный файл, теперь выделяем кусок волновой формы без полезной информации.
Открываем функцию Noise Reduction (удаление шума): Effects (Эффекты) - Noise Reduction - Noise Reduction - Get Profile from selection (захват профиля).
Здесь нас интересует вот такое окно:
Это координатное поле, на котором вы видите 3 различных графика:
1. Верхний (красный) максимально возможный порог шумоподавления.
2. Нижний (зелёный) минимально возможный порог шумоподавления.
3. Средний (жёлтый) это реально установленный вами порог шумоподавления.
Красный и зелёный пороги, программа выставляет автоматически их изменить нельзя, а вот жёлтый можно изменять в реальном времени,
и при этом прослушивать результат
уровень удаления шума рекомендуется ставить в пределах до 60%. В противном случаи субъективного ощущения тишины в паузах не будет, зато в полезном сигнале появятся искажения в виде металлического призвука.
Также здесь имеются дополнительные функции, помогающие точнее отрегулировать процент подавления
значение FFT , можно выбрать самому, чем выше это значение, тем лучше будет производиться удаление шума и тем больше времени понадобится на обработку. Я думаю, экономить не стоит. Так же очень удобно использовать функцию «Только шум», к примеру, когда надо прослушать, насколько правильно выставлено значение уровня удаления шума. При включённой этой функции воспроизводится только то, что вы будите удалять. Тем самым можно убедиться, что полезный сигнал не затронут.
После того как все настройки сделаны и вы довольны результатом, нажимаем кнопку «Выбр. весь файл» и «ОК».
------------------------------------------------------------------------------------------------------
Запись и обработка вокала
Уважаемый Кристофер, с интересом слежу за вашими публикациями, хотелось бы уточнить подробности: Этапы обработки основного вокала Методика уплотнения голоса. Где можно найти более подробную информацию? Данилович Ю.П. г. Брест
Растущий интерес к системам и алгоритмам профессиональной звукозаписи вполне объясним после обретения РС качественных звуковых возможностей. Если раньше, на первых этапах, основными темами читательских вопросов были ?Какие есть обработки??, ?Как сжать в МР3??, ?Какой MIDI-софт лучше??, то сейчас их (дорогих читателей) интересует и как прописать голос, и как его нужно обрабатывать. Это, несомненно, положительный момент.
С удовольствием рассмотрим...
Запись вокала
Микрофоны
Я не открою секрет, если скажу, что под каждый голос нужно подбирать характерный для него микрофон. Именно на этом этапе закладывается понятие, именуемое ?качеством?. У каждого специалиста, работающего в сфере звукозаписи, есть свои догмы, которые могут быть определены и исходя из параметров аппаратуры, с помощью которой он осуществляет запись. Например, специалист, пишущий на микрофон AKG, совершенно по-другому представляет себе процесс записи вокала, нежели работающий на Neumann. Это можно объяснить не только различными частотными характеристиками микрофонов, но и их ?поведением?. Как пример ?поведения? AKG, я бы выделил его ?инструментальность? и полиядность. Это, конечно, относится к более дешевым представителям, но представители таких моделей, как С3000, С4000, подходят для записи практически любых инструментов и голоса в том числе. Как мне видится, эта полиядность происходит из-за подъема частотного спектра на уровне средне-высоких и высоких частот. Просто так качественной данную запись назвать нельзя. То есть лично для меня качественный выбор микрофона при прослушивании вокала определяется по ?прозрачному низу?. По тому, как этот ?низ? не замутнен и хорошо отличен от других инструментов. Таких характеристик можно достичь и на AKG, точно выверяя расстояние от вокалиста к микрофону.
У микрофонов от фирмы Neumann есть другая очень интересная и присущая, пожалуй, только этой марке, отличительная характеристика ? детализация. То есть, микрофон ?берет? практически все звуки, начиная от сигнала в наушниках и заканчивая дыханием исполнителя. То есть, как Вы видите, совершенно другая ситуация для звукооператора, чем с AKG.
В качестве решений могут подходить и комбинации микрофонов. Например, Neumann-Beyerdynamic и пр.
Например, у нас с Александром Идельчиком при работе в студии неожиданно выработалась своя комбинация, универсальная практически для всех голосов ? Shure-Senheizer.
Что нужно для работы с микрофонами:
Научиться слышать частотный спектр.
Научиться работать с этим спектром.
Предусилитель
Предусилитель можно представить как устройство, нужное для усиления микрофонного сигнала. Дело в том, что электрический сигнал, получаемый напрямую с микрофона, очень слаб, даже по сравнению с гитарным звукоснимателем. Поэтому в ряде устройств предусмотрено разделение на Line-in (линейный вход) и Mic-in (микрофонный вход). У этого разделения есть еще несколько функциональных отличий, но мы будем рассматривать одно, более близкое к компьютерным технологиям.
В большей части современных саундкарт предусилитель встроен в цепь Mic-in (микрофонного входа) и установлен на плате. Но, как Вы сами прекрасно понимаете, они в большинстве случаев не предусмотрены для профессиональной работы. На одной чаше весов стоит микросхема на саундкарте, на другой ? фирменная схемотехника, продуманная годами. Хотя отличия не большие. И если сидит специалист, то он сможет подстроиться под технологии, заложенные в РС. Хотя ему предстоит решить проблему, рассмотренную в следующем подзаголовке. Основной недостаток большинства саундкарт в том, что в них отсутствует регулируемый компрессор.
Что нужно для работы с предусилителем:
Просчитать записывающий аудиотракт.
Компрессор
С одной стороны, есть много противников того, чтобы сильно компрессировать вокал при записи. Во-первых, ?вылазят? наружу все шумы и звуки, которых не хотелось бы слышать. А в цифровой записи еще добавляются шумы квантования. Во-вторых, современные вокальные партии не имеют, в основной своей массе, достаточной мелодики, а компрессор может заметно уменьшить эффект интонации голоса, так как амплитудная разница между тихими и громкими звуками уменьшается.
С иных позиций, уменьшение амплитудной разницы выгодно, так как вокал должен звучать как основной, солирующий, инструмент. Поэтому выгодной схемой является ?старая студийная?: микрофон-предусилитель-компрессор-вход. Если выставить в данном случае компрессор так, чтобы потом приходилось не сильно менять уровень компрессии вокального трека, то результат получится качественным.
С другой стороны, вместо компрессора в записывающем аудиотракте можно использовать запись на магнитную ленту, например, на DAT. Эффект, получаемый по завершению, очень хорошо иллюстрирует известный Steinberg DirectX plug-in Magneto. При записи на компьютер иногда появляются проблемы с амплитудами, превышающими допустимый максимум. Причем запись таковых на магнитную пленку отличается от компьютерной, и алгоритм оной больше близок к алгоритму работы компрессора. Здесь, для компьютерщиков, важным параметром является ?параметр перегонки? ? возможность последующей передачи сигнала через цифровые вход/выход с DAT.
Что нужно для работы с микрофонным компрессором:
Просчитать эффективность его использования.
Продумать вариант, чтобы компрессия была до цифровой записи, ? уменьшает потери при шумах квантования.
Обработка вокала
Обработка вокала представляет собой не сложный процесс. Главное отличие от обработки инструмента ? соблюдение дикции. На дикцию обычно влияют частотные эффекты и реверберация. Поэтому последних следует избегать, если не стоит какая-нибудь другая задача. Тут и выскакивает ?прозрачный низ?, о котором я говорил. Чем он прозрачнее, тем больше эффектов можно применить относительно вокала. Главный эффект, который лучше всего подходит для обработки вокала без последствий, ? это делэй.
Основная сложность, которая возникает у молодых специалистов, особенно пытающихся сводить рок-музыку, ? это отдельное звучание вокала. Сейчас есть много различных возможностей сделать требуемый эффект. Но главное ? как можно меньше экспериментировать с фазой. Попробуйте сделать вокал просто громче, так, чтобы он на 2/3 был амплитудно выше остальных инструментов. После этого у Вас просто в мозгах поменяется сама схема, и остальное сведение станет процессом намного более легким. Это применимо и тогда, когда Вы за микшерным пультом озвучиваете ?живой? концерт.
После этого можно применять и ?штриховую? схему.
?Штриховая? техника
Это понятие я ввел для себя сам только потому, что впервые сие опробовал на гитаре. Сначала я отписал обычный трек инструмента. Потом я попросил гитариста просто поиграть на закрытых струнах. После чего я попросил сыграть его на октаву выше. В результате я получил три трека, при грамотном сведении которых между собой получилась очень интересная и объемная звуковая схема.
Буквально через год я нечто подобное услышал в вокальных партиях у Мадонны, а потом присмотрелся к Recoil ?Unsound methods? (97) и понял, что Уайлдер использовал практически ту же схему для записи вокала.
После этого я попробовал данную схему записи вокала для Impedance (моя группа) и услышал новые технологии. При сведении треков основного вокала, шепота, голоса на октаву вверх и голоса на октаву вниз, причем данное сведение строилось относительно основного вокала, а остальные треки были значительно тише, получилась очень объемная и красивая картина звучания человеческого голоса.
И владельцам недорогих микрофонов, домашних студий ?для уплотнения вокала? (как выразился один из моих читателей) я бы посоветовал именно ее.
Что требуется для осуществления ?штриховой? техники:
Записанные треки основного вокала, шепота, вокала на октаву верх и вокала на октаву вниз.
Сведение строится относительно трека основного вокала (остальные намного тише).
Голос ?радио?
Сейчас очень модными являются эмуляции радиотрансляций и других техногенных эффектов. Для многих (я думаю, что и для вас, дорогие читатели) ясно, что ?радио?-голос можно получить с помощью простого эквалайзера, сжав частотный дипазон вокруг 1 КГц. Наилучшего эффекта я добился, как ни странно, не с помощью параметрических эквалайзеров Waves, а в Fusion:Vinil DirectX plug-in, убрав все виниловые искажения и работая только со спектром частотного диапазона.
?Vocoder?-подкладка
Иногда бывает трудно соединить мелодию вокала с гармонической подкладкой. Эта проблема иногда важна при производстве ремиксов. Одним из хороших решений является использование Fusion:Vocoder DirectX plug-in. То есть, можно создать из исходного вокального файла дополнительный трек, где представляется возможным с помощью вышеназванного плагина запрограммировать изменение нужной гармонии в нотах прямо в вокальном треке (например, пресет синтезатора VOX). Потом это все нужно свести с исходным.
Завершение темы
Главное при сведении и обработке вокала ? это его полюбить!
Добавлено (27.08.2008, 00:06)
---------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Запись вокала на домашней студии. Скромно, но со вкусом!
Вообще-то эта статья планировалась как обзор двух когда-то приобретенных мной железок (микрофона Samson S11 и микшера Лель MX-3M). Приобретены они были в те времена, когда моя звукозапись вполне подходила под определение ?домашняя?, но, когда я начал ее писать, стало понятно, что запись вокала или акустических инструментов ? это тема очень широкая, и было бы намного интереснее написать краткий очерк о записи вокала вообще, упомянув как эти железки могут помочь в этом процессе.Проблема записи вокала особенно остро встает в тот момент, когда музыкант вдруг понимает, что помимо пластмассового микрофона для караоке и микрофонного входа звуковой карты есть какие-то мифические профессиональные микрофоны за 100-500 баксов, ничуть не менее дорогостящие предусилители, микрофонные стойки и т.д. Оказывается, что сидеть перед компьютером, и, крепко держа микрофон в руках, посылать в него оглушительные ПЭ-канья и записывать продолжительную реверберацию помещения недостаточно, чтобы человек, располагающий парой ушей, посчитал такую запись достойной. Другими словами, в записи вокала есть множество не совсем очевидных подводных камней, на которые натыкаются начинающие музыканты. Давайте проследим путь сигнала от голосовых связок исполнителя до АЦП звуковой карты и попытаемся эти камни выявить.
1. Техника работы вокалиста
Сначала идет собственно генерация звука. Петь можно по-разному, особенно мастерство вокалиста (или отсутствие такового) проявляется при студийной записи. Для нас важно, чтобы амплитуда звука была выше порога чувствительности микрофона, но ниже его предела чувствительности. Т.е. желательно, чтобы в воспринимающем капсюле микрофона амплитуда колебаний давления воздуха не выходила за рабочий диапазон. В этом диапазоне обеспечивается наименьшие частотные искажения, звук получается жирным, сочным. Вывод: вокалист должен приближаться к микрофону, когда он поет тихо, и, наоборот, удаляться, когда распевается. Раньше при записи оперных див использовалась специальная тележка, с помощью которой подневольные рабочие подкатывали певицу ближе к микрофону, или оттакскивали назад. Этакий аналог современного компрессора. Да, чуть не забыл, необходимо помнить, что у микрофона есть ?диаграмма направленности?, т.е. записываемый звук в значительной степени зависит от ориентации микрофона относительно источника. Для кардиоидных микрофонов (с ручкой) наиболее яркий и насыщенный тембр получается, если ось микрофона направлена прямо в рот исполнителю.
2. Выбор микрофона
Цена микрофона находится в диапазоне от десятков рублей до тысяч долларов. По моим наблюдениям все, что дешевле 300 руб. относится к классу мультимедийных пластмасок, намертво губящим звук и поэтому для нас непригодных. Вполне профессиональный микрофон реально купить за 300-400 долларов. Мне приходилось работать и с теми, и с другими. Когда же встал вопрос об укомплектовании своей собственной студии, 300 баксов показалось мне совсем уж огромной суммой. Зато долларов пятьдесят я потратить был готов. Свой выбор я остановил на микрофоне Samson S11. Тут сказалось то, что на тот момент в моем городе линейка микрофонов этой фирмы была представлена наиболее полно. Фирма Samson свое детище под названием S11 позиционирует как начально-профессиональный микрофон для записи вокала и акустических инструментов (упоминалась скрипка, саксофон, рабочий барабан (snare drum)). Конструкция микрофонного капсюля такова, что он способен воспринимать повышенное звуковое давление, т.е. вплоть до создаваемого в резонаторе рабочего барабана, а это, по мнению специалистов Samson, буквально необходимо при работе с начинающими вокалистами. По всей видимости, капсюль S11 осуществляет некую предварительную компрессию, благодаря чему в него можно орать до потери сознания с минимального расстояния, не выйдя за предел чувствительности микрофона. Возможно, это и полезно при записи ударных, но в своей практике записи вокала (студийной) я почти не сталкивался с заметными искажениями из-за превышения динамического предела микрофона. Люди, переступив порог студии, ведут себя робко, из них буквально звука не выжмешь, не говоря о превышении каких-то пределов. Чаще речь идет о превышении предельного уровня входа звуковой карты, цифровом транкейте и прочих вещах, от микрофона не зависящих. Ну что ж ? в любом случае приятно иметь вещь с такой забавной фичей! Частотный диапазон ? от 60 Гц до 18000 Гц. Это довольно хорошо, причем этот диапазон микрофон дает честно, да так, что в компьютере после записи через предусилитель никакой эквализации с целью вытянуть какие-то частоты делать вообще не нужно. У меня есть своеобразный тест на крутость микрофона: если в процессе работы иногда путаешь живой голос исполнителя (когда тот стоит рядом) и звучание записи ? микрофон хороший. Когда же есть заметная разница, например, вследствие отрезания всего спектра выше 8000 Гц ? это хуже. Микрофон был приобретен за 44 бакса. Поставляется он в таком прикольном чемоданчике (внутри мягком) в комплекте с микрофонной прищепкой (microphone clip), которую в моем случае наши соотечественники не положили. Забыли, наверно!
3. Что такое ПЭ-канье и как с ним бороться. Ветрогашение.
Те, кто хоть раз занимался записью вокала, знают о неприятном ПЭ-кании, которое при живом пении незаметно, а при записи выпирает и портит звук. Тут дело в том, что воспроизведение человеком некоторых согласных (в основном [п]) сопровождается не только колебаниями давления, но и поступательным выбросом некоторого объема воздуха. Для микрофона это ужасно! Микрофоны боятся ветра, поэтому на них навинчивают эти смешные проволочные колпачки. А при записи на улице используются мощные ветрогасители (такие меховые штуковины). У нас есть микрофон с этой паралоновой головкой на проволочном каркасе, а пэканья все равно слышны. Что делать? У меня на домашней студии прекрасно зарекомендовал себя следующий вариант решения этой проблемы: на пяльцы для вышивания натягивается с двух сторон капроновый чулок, эта конструкция c помощью проволоки позиционируется на расстоянии 5-6 см. от микрофона перед исполнителем (между ними). Идея проста: тонкая капроновая сетка не вызывает искажений звука, зато гасит ветер. Называется это чудо ?плевалкой?.
4. Борьба с отраженным звуком
Предлагаю подумать о том, а что же в результате будет в нашей записи. Во-первых сам голос, во-вторых ? неизбежные шумы, с которыми мы можем либо мириться, либо бороться. Но это не все: не будем забывать и о помещении. Помимо основной ?несущей? в запись попадают отражения звука от стен помещения, различных предметов. Иногда это хорошо, если запись ведется стереомикрофоном в каком-нибудь супер-элитном концерт-холе. А если у нас простая комната в квартире? На студиях обычно оборудуют специальную комнату, т.н. ?вокальную?. Стены этой комнаты обиты звукопоглощающим материалом и поэтому громкость отражений существенно уменьшается. У нас все сложнее: пусть в комнате нет ковров на стенах, стоит шифоньер, большое зеркало и на щелчок пальцев комната отзывается продолжительным гулом. Тогда подключаем креатив и: находим решение. Если комната не приспособлена для записи, в ней можно создать еще одну ? уже приспособленную. Как? Например ? отгородить некоторое небольшое пространство звукопоглощающим материалом. Да просто теплыми одеялами! Я сделал вот как:
Открыл дверцы высокого двухстворчатого шкафа и выложил внутренность образовавшегося пространства одеялом. Сверху, для того, чтобы избежать отражений от потолка, свешивается еще одно одеяло. Внизу у нас ворсистый ковер. Т.е. помещение открыто только в одну сторону, но там стоит исполнитель и, можно сказать, своим телом закрывает микрофон от отражений, приходящих от противоположной стены. Т.е. сначала голос гасится при выходе из нашей импровизированной ?вокальной?, потом небольшие уже отражения, пытающиеся прорваться к микрофону, добиваются тем же звукопоглотителем. Голос в записи звучит в ?чистом виде?, и поэтому мы вольны накладывать на него любую пространственную обработку, не беспокоясь о том, что наша комната чем-то о себе напомнит.
5. Предусиление
Теперь о предусилителях. Предусилитель ? это такое устройство, которой включается в звукозаписывающий тракт между микрофоном и записывающим устройством. Его назначение ? усилить слабый микрофонный сигнал до уровня, необходимого для адекватной оцифровки или подключения к линейному входу усилителя или микшера. Отметим, что зачастую роль предусилителя играет так называемый усиленный (микрофонный) вход. В этом случае предусиление реализуется непосредственно внутри устройства, оснащенного таким входом. Все довольно просто. А теперь о тонкостях: известно, что микрофонные входы звуковых карт не годятся для профессиональной звукозаписи, поскольку их сверхминиатюрная электронная начинка, на взгляд аудиофила, не может сравниться с громоздкими ламповыми предусилителями. И вправду, на первый взгляд это можно и не заметить, но они (микрофонные входы звуковых карт) действительно ?сушат?, ?обезжиривают? звук. Поэтому большинство профессиональных звуковых карт даже не оснащают усиленными входами. Есть еще один нюанс: чтобы подключить микрофон прямо к компьютеру нужен довольно длинный провод, по которому будет идти слабый микрофонный сигнал, чтобы потом быть усиленным в звуковой карте. Длинный провод со слабым сигналом означают уменьшение соотношения сигнал/шум и заметные частотные искажения. Поэтому на профессиональных студиях делают так: от микрофона идет супер дорогой заэкранированный в пух и прах коротенький проводочек к стоящему рядом с микрофоном предусилителю. Обычно это довольно дорогое устройство, возможно ламповое. Профессиональные предусилители часто совмещают в себе возможности эквалайзера и компрессора. В предусилителе сигнал усиливается и, будучи уже усиленным, по длинному проводу идет к записывающему устройству, которое расположено в другой комнате.
6. Выбор предусилителя
Таким образом, одна крайность ? втыкание микрофона прямо в MIC IN саунд-карты. Другая ? покупка многосотдолларового предусилителя. Нас же интересует разумный компромисс, чтобы как минимум было дешево и сердито, а лучше скромно и со вкусом. Учитывая многочисленные обстоятельства, оптимальным решением в моем случае оказалась покупка репетиционного моно-микшера Лель MX-3М. Это устройство представляет из себя металлическую коробку размером с книгу. Черно-белый дизайн выполнен в классическом стиле аппаратов этой фирмы. Микшер оснащен тремя усиленными входами и одним линейным. Уровень микса регулируется мастер-ручкой. Четыре входа и один выход реализованы с помощью гнезд типа ?большой джек?. Запитывается микшер стандартным блоком питания на 9 вольт. Три усиленных входа оснащены двухполосными (low, high) эквалайзерами. Стоимость микшера 50 долларов. Микрофон подключается к одному из усиленных входов. Потом усиленный сигнал по длинному проводу поступает в линейный вход звуковой карты (Audigy 2). Тандем S11 и MX-3М хорошо зарекомендовал себя при записи вокала. Незначительный провал у S11 в районе низких частот компенсировался прибавлением басов на микшере. Хороший мощный сигнал от микшера позволил не выкручивать на максимум усиление на саунд-карте и не накапливать шумы. При средней громкости записи -18 dB уровень шумов не превышал -54 dB. Шум ровный, однородный, хорошо поддается гейтованию (noise gate). В зависимости от тембра исполнителя и характера фонограммы путем регулировки верхнего диапазона на микшере можно добиться акцентирования придыханий и других звуков, сопутствующих пению. Мой доморощенный тест на крутость записи вокала (упоминался выше) S11 вкупе с MX-3 выдержал! Сочный звук, который легко перепутать с живым голосом вокалиста оправдывал незначительные в общем-то затраты (порядка 100 долларов) на покупку микрофона Samson S11, микшера Лель MX-3М и различной коммутации.Таким образом, мы проследили весь путь сигнала от микрофона до АЦП, выявили сложности, с которыми может столкнуться начинающий звукорежиссер. Также было показано, как с минимумом затрат и подключением воображения эти сложности преодолеть, создав у себя дома возможности для качественной записи вокала. Имея всего-навсего сто долларов в кармане вы можете на очень неплохом уровне записывать вокал прямо у себя дома. Главное ? забыть об ограничениях и сосредоточиться на том, что вы можете сделать уже сейчас. Удачной звукозаписи вам, коллеги!